По любым вопросам: admjuridcons@gmail.com

Все статьи > Право коренных малочисленных народов Севера на учет их обычаев и традиций (Грязнова А.А.)

Право коренных малочисленных народов Севера на учет их обычаев и традиций (Грязнова А.А.)

Дата размещения статьи: 27.12.2021

Право коренных малочисленных народов Севера на учет их обычаев и традиций (Грязнова А.А.)

Самобытность коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) проявляется и в том, что каждый малочисленный этнос обладает исторически сложившимися традициями и обычаями, имеющими не только культурный и ритуальный характер, но и правовой. Они составляют обычное право КМНС и состоят из определенных правил поведения, регулирующих как внешние, так и внутрисемейные и внутриродовые отношения с их участием. В совокупности, несмотря на различный характер правил и способов поведения, составляющих традиции и обычаи, они обеспечивают сохранение этнокультурной самобытности малых этносов, сохранение традиционного уклада жизни, способов хозяйствования, природопользования и взаимодействия с окружающей средой. До попадания под юрисдикцию российского государства они являлись основным регулятором общественных отношений у КМНС. В этой связи перед КМНС, очевидно, нередко встает сложная морально-этическая проблема выбора, когда нормы обычного права вступают в противоречие с требованиями действующего законодательства. Как справедливо отмечает Т.А. Захарова, представителю малого этноса необходимо как соблюдать родовые традиции и обычаи, так и не нарушать нормы действующего законодательства <1>.
--------------------------------
<1> Захарова Т.А. Обычаи коренных малочисленных народов и федеральное законодательство // Журнал российского права. 2018. N 4. С. 26.

Проблема реализации обычного права аборигенов в национальной правовой системе стоит перед многими государствами, где они существуют. В настоящее время мировым сообществом принято считать, что обычное право КМНС, его учет в правоприменительной практике является одной из важных дополнительных гарантий защиты прав малых этносов.
На международно-правовом уровне требование учета традиций, обычаев, правовых систем или обычного права аборигенов содержится в ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конвенции МОТ N 169, ч. 2 ст. 20, ст. 40 Декларации ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 г. Последняя не является юридически обязательным документом, а Конвенция МОТ N 169 так и не ратифицирована Россией.
Вместе с тем эти положения не являются новыми для отечественного законодательства. Как уже отмечалось ранее при исследовании истории развития правового регулирования прав КМНС, еще Уставом об управлении инородцами, а несколько позже и Уставом гражданского судопроизводства и предписывалось при принятии решений учитывать и руководствоваться общеизвестными традициями и обычаями местных коренных народов, однако за исключением тех, которые противоречили действующему в тот момент имперскому законодательству. Одновременно предпринимались попытки фиксации и систематизации местных норм обычного права, которые из-за определенных сложностей (разнообразия норм, трудностей со сбором, фиксацией и систематизацией и т.п.) не были, к сожалению, доведены до конца. В советский период, в частности в 1929 г., была принята Временная инструкция, которой предусматривалось применение при разрешении дел местных обычаев племен северных окраин РСФСР, не противоречащих советскому законодательству.
В настоящее время возможность учета традиций и обычаев предусмотрена тремя основополагающими федеральными законами, определяющими статус КМНС. Если они не противоречат федеральному и региональному законодательству, они могут быть учтены в рамках всех видов судопроизводств (уголовном, гражданском, административном) при рассмотрении дел с участием КМНС, при решении внутренних вопросов общин КМНС, вопросов, связанных с использованием природных ресурсов на ТТП, защитой исконной среды обитания, уклада жизни и хозяйствования. Кроме того, ст. 14 Федерального закона N 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г. <2> предусмотрена возможность участия в судопроизводстве уполномоченных представителей КМНС.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.

На наш взгляд, надлежащая реализация в национальной правовой системе требования учета традиций, обычаев, правовых систем или обычного права аборигенов представляет собой исключительное право коренных малочисленных народов, которым не наделены иные социальные группы и народы. В этом смысле данное право следует рассматривать как привилегию, которой малые этносы наделяются с целью сохранения традиционного уклада жизни, этнокультурной самобытности, защиты исконной среды обитания и традиционных промыслов.
КМНС, как правило, выступают заведомо слабой стороной в отношениях с органами власти и субъектами хозяйственной деятельности. Использование данной привилегии создает условия для выравнивания возможностей сторон, особенно при разрешении правовых конфликтов в судопроизводстве и реализации права на справедливое судебное разбирательство.
В юридической литературе этнический правовой обычай рассматривается как источник права <3>. В.А. Кряжковым обычаи северных этносов характеризуются как субсидиарный, вспомогательный источник права <4>.
--------------------------------
<3> Кочетыгова Н.И. Этнический правовой обычай как источник права России. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2007. С. 7 - 8; Сртлян С.В. Право и традиционный образ жизни: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 7; Кряжков В.А., Гарипов Р.Ш. Конвенция МОТ 169 и российское законодательство о коренных малочисленных народах // Государство и право. 2019. N 9. С. 62; и др.
<4> Кряжков В.А. Судебная защита прав коренных малочисленных народов Севера: особенности и их обеспечение // Государство и право. 2009. N 11. С. 34.

Легальное определение понятия обычаев сформулировано в законе о ТТП и в региональном законодательстве (например, в ст. 1 Закона Мурманской области от 30 июня 2008 г. <5>). Законодателем под ним понимаются традиционно сложившиеся и широко применяемые малыми этносами правила природопользования и традиционного уклада жизни.
--------------------------------
<5> Закон Мурманской области от 30 июня 2008 г. N 984-01-ЗМО "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности" // Мурманский вестник. 2008. 4 июля.

Категория "правовая традиция" не имеет законодательного определения понятия. В юридической литературе существует множество подходов к раскрытию содержания правовой традиции. Как правило, выделяются следующие ее свойства: регулятивная направленность, происхождение в результате коллективного правового опыта, выраженность в виде нормы права, этнокультурная самобытность данных норм и т.п. Иногда правовые традиции определяются как смыслообразующие принципы права (правовые ценности), целью которых является передача правового опыта последующим поколениям <6>.
--------------------------------
<6> Тория Р.А. Правовая традиция как регулятор развития национального права // Пробелы в российском законодательстве // Юридический журнал. 2015. N 6. С. 37 - 42.

Таким образом, правовые обычаи и традиции, с нашей точки зрения, характеризуют особенности правовой стороны уклада жизни КМНС. Изучение различных проявлений правовых традиций и обычаев КМНС позволяет отметить следующие некоторые их признаки. Сфера действия традиций и обычая локализована территорией обитания малого этноса (община, ТТП). Обычаи часто состоят из меры (которая определяет отношение к окружающей среде, к объему использования ресурсов) и запретов на ее нарушение и совершение определенных действий.
Участниками регулируемых отношений в правопонимании КМНС являются не только другие люди, ими являются окружающая природа, объекты промысла - звери. Именно особое восприятие КМНС окружающей природы характеризует традиционное природопользование ими как ресурсосберегающее, основанное на принципе "не брать у природы лишнего". Природные ресурсы и земля воспринимаются как особый дар, сохраненный предками, которым следует пользоваться, но сохранить для будущих поколений. Отсюда и наличие массы запретов, например, запрета на ведение промысла в некоторых реках, озерах, запрета на ловлю рыбы в период нереста и т.п. Существуют и запреты, связанные со спецификой менталитета малых этносов, например "запрет на слово" <7>. Земля, на которой традиционно проживают КМНС, воспринимается ими как священное живое существо. Отсюда неприятие промышленной деятельности и особенно связанной с добычей углеводородов, поскольку земля в представлении северных этносов испытывает боль от "ранения острыми предметами" (например, буровыми установками) <8>.
--------------------------------
<7> Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: Исследование по юридической антропологии / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2014. С. 86.
<8> Там же. С. 119.

В специальной литературе и специалистами-этнографами традиции и обычаи северных этносов описываются лишь отрывочно. В частности, фиксировались такие обычаи-правила, как выплаты калыма за невесту, правила развода и возвращения назад приданого, свобода развода для женщины, воспитания сирот, заботы о пожилых и инвалидах, экзогамия, сорорат и левират в брачно-семейных отношениях, минорат при наследовании и т.п. Обычаями регулировались правила определения за стойбищами, родами границ земель, пастбищных и промысловых территорий или родовых угодий, а также предусматривались санкции за нарушение этих границ и промысел в чужих родовых угодьях, регулировались иные вопросы землепользования, общинной и личной собственности. Обычаями регулировались и регулируются в настоящее время иные внутрисемейные и внутриродовые отношений.
Таким образом, нормы обычного права наибольшее значение имеют и распространены у КМНС в сфере семейных отношений и природопользования.
Безусловно, многие традиции и обычаи, сложившиеся веками, утратились и потеряли актуальность, в этой связи учитывать следует только действующие и соблюдаемые традиции и обычаи, которыми руководствуется конкретный малый этнос при ведении традиционного уклада жизни и осуществлении видов северного хозяйства.
Вместе с тем многими авторами (В.А. Кряжков, Н.И. Новикова, Т.А. Захарова и др.) обращается внимание, что в российском судопроизводстве и иной правоприменительной деятельности в настоящее время, несмотря на декларирование этого права в международно-правовых актах и федеральных законах, не учитываются особенности менталитета конкретного малочисленного этноса, а также его обычаи, правила поведения, верования и традиции. В целом это ведет к ущемлению обычного права КМНС и их права на традиционный уклад жизни.
Проблемы реализации обычного права КМНС в российской правовой системе связаны с комплексом факторов.
Во-первых, действующее российское законодательство устанавливает только "возможность", а не обязанность учета и применения сложившихся веками правил поведения, традиций и обычаев КМНС при принятии решений. Диспозитивность данной нормы оставляет на усмотрение суда, субъекта правоприменительной деятельности право выбора применения или неприменения данных положений.
При этом видится императивным требование о запрете учета и применения сложившихся веками правил поведения, традиций и обычаев КМНС в случае их противоречия федеральному и региональному законодательству. Нередко именно решения местных властей, оформленные в виде нормативных правовых актов, вступают в коллизии с нормами обычного права.
В совокупности с другими факторами это приводит к тому, что исключительное право КМНС на учет их традиций и обычаев в судопроизводстве и иной правоприменительной практике практически не реализуемо.
Считаем, что при наличии противоречий между нормами обычного права и нормами федерального и регионального законодательства в отношении последних у КМНС и их сообществ должна быть предусмотрена возможность их оспаривания как в Конституционный Суд РФ, так и в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ, главой 23 АПК РФ. Наиболее эффективно реализовать данную возможность способны квалифицированные юристы - адвокаты, специализирующиеся на защите прав КМНС.
Во-вторых, юридическое научное сообщество не имеет четкого представления об исторически сложившихся традициях и обычаях правового характера. Специалистами-этнографами достаточно подробно описаны традиции и обычаи, имеющие культурный и ритуальный характер. Однако описание правил поведения, составляющих обычное право КМНС и регулирующих как внешние, так и внутрисемейные и внутриродовые отношения с участием представителей северных этносов, носит фрагментарный характер.
В царский период после введения в действие Устава об управлении инородцами предпринимались попытки фиксации и систематизации местных норм обычного права, которые не были доведены до конца. В настоящее время на систематической основе такая работа также не проводится, в связи с чем какой-либо кодекс, свод или собрание, в котором были бы систематизированы обычаи, нормы и традиции малочисленных северных этнических сообществ, так и не создан.
Сложность решения данной проблемы состоит в том, что правила поведения, основанные на обычаях и традициях, как правило, являются устными, передающимися из поколения к поколению на национальном языке, не являются четко сформулированными и аутентичность их смысла при письменной фиксации в значительной степени зависит от квалификации специалистов занимающихся сбором и систематизаций данных норм.
Т.А. Захарова также обращает на срочность фиксации традиций и обычаев правового характера, поскольку обладают знаниями о них, правильно их интерпретируют, как правило, самые старшие представители малых этносов и существуют естественные риски их утраты <9>.
--------------------------------
<9> Захарова Т.А. Обычаи коренных малочисленных народов и федеральное законодательство // Журнал российского права. 2018. N 4. С. 33.

Н.И. Новикова для решения указанных проблем предлагает разработать "принципы обычного права" и оформить их в виде свода таких принципов <10>.
--------------------------------
<10> Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: Исследование по юридической антропологии / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2014. С. 52.

В.А. Кряжков, в свою очередь, предлагает создавать в местах исконного обитания КМНС специальные судебные составы, которые бы специализировались на разбирательстве дел с участием представителей КМНС и их общин, в том числе привлекая для этого судей, являющихся представителями местных этносов <11>.
--------------------------------
<11> Кряжков В.А. Судебная защита прав коренных малочисленных народов Севера: особенности и их обеспечение // Государство и право. 2009. N 11. С. 31.

С нашей точки зрения, более оптимальным решением была бы систематизация на региональном уровне традиций и правовых обычаев, которыми руководствуется конкретный коренной малочисленный этнос. Официальное инкорпорирование традиций и правовых обычаев КМНС в виде сводов, собраний и сборников позволит придать им статус источника права и решить многие другие проблемы, возникающие при реализации права КМНС на учет их традиций и обычаев в судопроизводстве и иной правоприменительной практике.
В-третьих, проблемы реализации обычного права КМНС в российской правовой системе связаны и с тем, что на сегодняшний день отсутствуют квалифицированные специалисты в сфере применения традиций и обычаев КМНС в правоприменительной практике. В значительной степени это обусловлено отсутствием как четкого представления об исторически сложившихся традициях и обычаях правового характера, так и образовательных программ по повышению квалификации юристов, в своей деятельности сталкивающихся с делами, в которых одной из сторон правоотношений выступают представители КМНС, а также иных субъектов, участвующих в защите прав КМНС.
Безусловно, немаловажными факторами, усложняющими систематизацию традиций и правовых обычаев, являются и многообразие северных малочисленных этносов, географические и климатические особенности, удаленность мест их исконного обитания.
Однако эта работа вполне выполнима во взаимодействии специалистов в сфере юридической антропологии, представителей юридической науки, специалистов - этнографов, знатоков культуры, традиций и обычаев северных малочисленных этносов <12>.
--------------------------------
<12> Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: Исследование по юридической антропологии / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2014. С. 52.

В заключение, основываясь на вышеизложенном, предлагается принять следующие меры.
На законодательном уровне, в частности, в ст. 14 Федерального закона N 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г., необходимо установить не возможность учета традиций и обычаев КМНС, не противоречащих Конституции и действующему законодательству Российской Федерации, а обязанность их учета как в рамках судопроизводства, так и при принятии решений органами власти всех уровней.
Считаем, что при наличии противоречий между нормами обычного права и нормами федерального и регионального законодательства, в отношении последних у КМНС и их сообществ должна быть предусмотрена возможность их оспаривания как в Конституционный Суд, так и в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ, главой 23 АПК РФ. Наиболее эффективно реализовать данную возможность способны квалифицированные юристы - адвокаты, специализирующиеся на защите прав КМНС.
Необходимо на региональном уровне систематизировать традиции и правовые обычаи, которыми руководствуется конкретный коренной малочисленный народ. Официальное инкорпорирование традиций и правовых обычаев КМНС в виде сводов, собраний и сборников позволит придать им статус источника права.
Данные документы следует использовать для учета обычаев КМНС при рассмотрении в судах дел с их участием, принятии решений органами власти различных уровней, которыми затрагиваются права и интересы КМНС, при переговорах, заключении соглашений, разрешении внесудебных конфликтов между хозяйствующими субъектами и представителями КМНС и их общин.
Кроме того, следует использовать полученные материалы в образовательном процессе юристов, при повышении квалификации адвокатов (прокуроров, судей, практикующих юристов, сотрудников региональных органов власти), в своей деятельности сталкивающихся с делами, в которых одной из сторон правоотношений выступают представители КМНС, а также иных субъектов, участвующих в защите прав КМНС.

Литература

1. Захарова Т.А. Обычаи коренных малочисленных народов и федеральное законодательство / Т.А. Захарова // Журнал российского права. 2018. N 4. С. 26 - 34.
2. Кочетыгова Н.И. Этнический правовой обычай как источник права России / Н.И. Кочетыгова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2007. 176 с.
3. Кряжков В.А. Конвенция МОТ 169 и российское законодательство о коренных малочисленных народах / В.А. Кряжков, Р.Ш. Гарипов // Государство и право. 2019. N 9. С. 52 - 64.
4. Кряжков В.А. Судебная защита прав коренных малочисленных народов Севера: особенности и их обеспечение / В.А. Кряжков // Государство и право. 2009. N 11. С. 29 - 36.
5. Новикова Н.И. Охотники и нефтяники: Исследование по юридической антропологии / Н.И. Новикова. Москва: Наука, 2014. 407 с.
6. Сртлян С.В. Право и традиционный образ жизни: автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.В. Сртлян. Владимир, 2008. 25 с.
7. Тория Р.А. Правовая традиция как регулятор развития национального права / Р.А. Тория // Пробелы в российском законодательстве. 2015. N 6. С. 37 - 42.

10.01.2022

Внесенным в Госдуму Правительством законопроектом предлагается введение в КоАП РФ нового состава административного правонарушения по статье 14.6.1 "Непредставление предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу и информации о затратах на ее производство".

подробнее
29.12.2021

Законопроект направлен на установление условий предоставления гражданства РФ лицам, которые проживают в России и способны стать полноценными членами российского общества. В частности, законопроектом предусмотрено сокращение числа требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в гражданство Российской Федерации и признании российскими гражданами. Также расширен перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства РФ.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается запретить применение пиротехнических изделий на территориях населенных пунктов (за исключением специально отведенных мест), в зданиях, строениях и сооружениях, в лесах, на особо охраняемых природных территориях и иных, установленных законом, местах.

подробнее
21.12.2021

Закон направлен на реализацию положений Конституции о единой системе публичной власти, а также на совершенствование организации публичной власти в субъектах Российской Федерации. Новый закон, в частности, запрещает главам регионов именоваться президентами, при этом разрешая им избираться более чем на два срока подряд.

подробнее
17.12.2021

Законопроект предусматривает введение уголовной ответственности за нарушение ПДД лицом, ранее подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами.

подробнее
13.12.2021

Проект закона ориентирован на установление особенностей регулирования отношений, которые связаны с выбросами и поглощением парниковых газов на территории Сахалинской области. Законопроектом также предусмотрена возможность включения в данный эксперимент иных субъектов РФ, методом внесения изменений в этот закон.

подробнее

Информация. Знания. Результат
↑