Дата размещения статьи: 23.12.2021
Решение задач безопасного развития российской обрабатывающей промышленности, поставленных правительством страны, сегодня требует учета внешних воздействующих на них факторов <1>. Проанализировать их значение для секторов, более или менее тесно связанных с мировыми рынками, и оценить целесообразность учета для них составляет цель настоящей статьи.
--------------------------------
<1> Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р // СПС "Гарант".
Принимая во внимание многообразие субъектов и методик такого рода исследований, а также довольно ограниченный доступ к подобным материалам, выявление внешних факторов целесообразно проводить на основе обобщения данных из разных источников в ракурсе специфического воздействия на отдельные сектора и промышленность в целом.
К числу факторов такого универсального влияния относится революционное научно-технологическое развитие мира на базе создания и освоения новых технологий. Под последними, вслед за ЮНИДО, мы понимаем новые и не используемые ранее технологии, в том числе технику, инструменты, продукты, методы и процессы, используемые для решения технических проблем <2>.
--------------------------------
<2> Industrial Development Report 2020. Industrializing in the digital age. Vienna, United Nations Industrial Development Organization, 2019.
Ожидать существенные положительные эффекты освоения этих технологий позволяют также исследования других научных центров ООН и иных организаций, определяющих этот фактор в терминах передовых технологий цифрового производства (ADPT). Под ними понимают технологии поколения 4-й промышленной революции, интегрирующие передовые софт и хард с технологиями связи и коммуникаций, то есть составляющие основу Индустрии 4.0 <3>.
--------------------------------
<3> Pietrobelli C., Delera M., Calza E., Lavopa A. Does Value Chain Participation Facilitate the Adoption of Digital Technologies in Developing Countries? // Background paper prepared for the Industrial Development Report 2020. Vienna: United Nations Industrial Development Organization, 2019.
Единодушие в оценках дальнейшего усиления воздействия ADPT технологий на всю промышленность мира заметно контрастирует с прогнозами факторов разнонаправленной динамики отдельных отраслей.
Среди них особое значение для России имеют сектора, квалифицируемые правительством как драйверы экономического роста. Это прежде всего экспортно ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности с повышенными по сравнению с остальными темпами роста, планируемыми на 2021 - 2024 гг. <4> К ним относятся сталелитейная и пищевая отрасли, химическая промышленность и машиностроение.
--------------------------------
<4> Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // СПС "КонсультантПлюс".
В первых двух Россия является заметным участником мирового рынка, хотя и не определяющим его динамику и направление развития. Это признается в международных прогнозах, составляемых как на кратко-, так и среднесрочную перспективы.
При анализе ретроспективного развития российского сегмента мирового рынка стали конца 10-х годов 21 века его укрепление связывают в первую очередь с господдержкой посредством кредитной экспансии, денежной политики и мерами по улучшению бизнес-климата <5>.
--------------------------------
<5> Worldsteel Short Range Outlook April 2018. URL: https://www.worldsteel.org/media-centre/press-releases/2018/worldsteel-short-range-outlook-april-2018.html.
К факторам, действующим в текущем периоде, помимо поддержки государства, относят общее ослабление мировой динамики сектора (1,1% CAGR 2015 - 2035) и глобальную пандемию COVID-19. Последняя особенно повлияла на спад отечественного производства в 2020 г. и ухудшение его возможностей закрепляться на внешних рынках.
В числе перспективных факторов называют дальнейший спад мирового производства из-за ожидаемого ограничения роста спроса со стороны потребителей (автомобилестроения и производства основных средств), а также перехода к безотходной экономике, освоения альтернативных материалов и снижения потребления стали в Китае.
Предполагается, столь масштабное негативное воздействие не смогут полностью компенсировать стимулирующие производство факторы. К ним относят стремительный рост спроса на сталь в Индии (5,6% в год) и повсеместное ускоренное освоение новых технологий <6>.
--------------------------------
<6> Steel Demand Beyond 2030 Forecast Scenarios, Accenture strategy, OECD. Paris, 2017.
Влияние последних в России, однако, оценивается пессимистически из-за сомнений в способности отечественных предпринимателей внедрять новое. Это, по сути, служит вызовом российскому бизнесу, его способности модернизировать производство на базе ADPT и других новых технологий. Такие прогнозы стоит рассматривать в ракурсе выявленного риска отечественных предпринимателей, преодоление которого необходимо для безопасности сталелитейного производства России.
Иные императивы встают перед пищевой промышленностью страны, которую, как и во всем мире, принято анализировать в рамках АПК.
Согласно прогнозным оценкам ОЭСР и ФАО, к концу десятилетия увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции из России составит 40% <7>. Основными факторами этого называют рост национального производства из-за наложенного еще в 2014 г. на импорт пищевой продукции из ЕС эмбарго, удешевление рубля к евро, преодоление эффектов COVID-19 в виде нарушения цепочек стоимости и благоприятную хозяйственную конъюнктуру восстановления экономики после пандемии.
--------------------------------
<7> OECD-FAO Agricultural Outlook 2020 - 2029, FAO, Rome/OECD Publishing, Paris, 2020. P. 56.
Кроме того, учитывая потребительский характер продукции АПК, темпы развития комплекса в России и мире связывают с мерами разных стран по непосредственному обеспечению безопасности производимой продукции, прозрачностью информации о ней, а также урбанизацией населения, изменением его потребительских предпочтений, повышением инновационной активности производителей и улучшением качества их управления.
К негативным факторам, влияющим на пищевую индустрию в России и других странах, аналитики международных организаций относят нестабильность мировых агропродовольственных рынков и субсидирование отдельных звеньев АПК в развитых государствах. Это ограничивает рост национального производства и усиливает зависимость от импорта готовой продукции, сырья, технологий, оборудования и др., вызывает социальные конфликты, несет с собой экологические и этические вызовы, обостряет споры о возможностях применения генно-инженерных технологий, жестокого обращения с животными, повышает угрозы биотерроризма, а также обостряет проблемы масштабных потерь продуктов питания при их хранении, транспортировке и торговле.
Помимо перечисленных внешних факторов, влияющих на безопасность отечественных перерабатывающих производств АПК, к числу усугубляющих структурные проблемы сектора, называют передислокацию из России переработки сельскохозяйственной продукции в импортирующие страны, невысокую конкурентоспособность отрасли из-за малой глубины переработки, а также дисбаланс между текущими мерами по обеспечению спроса и долгосрочной стратегией совершенствования пищевых производств.
Преодоление этих недостатков позволит не только повысить уровни развития и конкурентоспособности отечественной пищевой промышленности, но и укрепиться ей на новых зарубежных рынках, прежде всего тех, где рост покупательной способности опережает динамику национальных АПК.
В отличие от сталелитейной и пищевой промышленности участие на мировых рынках отечественного химического комплекса и машиностроения является менее масштабным. Прогнозные оценки тенденций мирового развития этих отраслей и воздействующих на них факторов помогают определить среду, в которой российским химикам и машиностроителям предстоит найти наиболее безопасные направления деятельности.
В этом плане серьезным вызовом российским химикам служат прогнозируемое до 2024 г. снижение темпов роста отрасли во всем мире и перепроизводство в ней <8>.
--------------------------------
<8> Projection of annual production growth in the global chemical industry by region from 2020 to 2025. URL: https://www.statista.com/statistics/407861/forecast-for-annual-growth-in-chemical-industiy-worldwide-by-region/.
Их обусловили долгосрочные тенденции смены источников энергии в ответ на императивы устойчивого развития, повышение экологических требований потребителей и государств к продуктам химии, замедление экономического роста в США, Европе и Китае, обострение торговых войн между Китаем и США (они уже обернулись почти 25-процентным снижением американского экспорта химической продукции), глубокой перестройкой Китаем цепочек поставок с участием США, повышением отраслевых рисков.
Преодолеть негативные последствия этого помогают следующие меры:
- внедрение цифровых технологий, рационализация продуктовых портфелей, активизация венчурного предпринимательства и модификация цепочек поставок для повышения эффективности предприятий;
- повышение прозрачности и устойчивости производств, в том числе интеграция фирм для усиления согласованного усиления их экологичности;
- переориентация на продукцию многоразового пользования, пригодную для последующей переработки, ее биоразложение и т.п. (с этим переходом только в США и Канаде в ближайшем будущем связывают появление новых рыночных сегментов в размере до 120 млрд долл. <9>).
--------------------------------
<9> Closed Loop Partners, Accelerating circular supply chains for plastics, April 2019. URL: https://www.closedlooppartners.com/wp-content/uploads/2019/04/CLP_Circular_Supply_Chains_for_Plastics.pdf.
Использование подобных практик в России позволило бы отрасли не только выйти на внешние рынки, но и стимулировать развитие внутренних: внедрить новые стандарты потребления, перейти на новые сырье и материалы.
Еще одним важным направлением развития мировой химии является освоение в ней цифровых технологий. Его считают особенно продуктивным в наиболее болезненных точках производства - логистике, управлении запасами и работе с клиентами. Освоение цифры почти на 2/3 позволяет сократить время поставок, на 1/4 - предоставления технической поддержки, на 1/2 повысить эффективность ценообразования <10>.
--------------------------------
<10> Moder M., Spamann A. Digital platforms in chemicals: The game is on-will the winner take all? // McKinsey & Company. 2020.
Также большие резервы содержат совершенствование управления и переход на новые стандарты менеджмента. (Специально для этого сегодня в мире реализуется международный проект по разработке стратегии управления химическим производством с участием организации ООН, национальных правительств и бизнеса из разных стран.)
Ожидается, что вместе все эти действия позволят восстановить динамику отрасли и обеспечить ее дальнейшее развитие. Воспользоваться предлагаемыми решениями российским химикам вполне под силу.
Сходные выводы касаются и отечественного машиностроения, слабо представленного на мировом рынке. Между тем в среднесрочном периоде в мире прогнозируют существенный рост сектора. Предполагают, что к 2022 г. он может достичь 2 749 млрд долл. с ежегодным ростом в 40% <11>.
--------------------------------
<11> Industrial Machinery Manufacturing Global Market Report 2020. URL: https://www.thebusinessresearchcompany.com/report/industrial-machinery-manufacturing-global-market-report.
Основными стимулирующими его факторами станут освоение новых технологий (внедрение интернета вещей, 3D технологий и термостатов непрерывного действия), а также господдержка этого.
Кроме того, важную роль отводят цивилизационным и региональным факторам.
К первым относится повышение жизненных стандартов на основе перехода к улучшенным процессам переработки потребительских товаров, автоматизации и роботизации производств, обеспечивающих более здоровое потребление, лучшие качество и уровень жизни.
Ко вторым - ускоренный экономический рост в ряде стран и регионов. Основная роль здесь принадлежит Китаю, Индии и некоторым другим странам, сочетающим стимулы индустриализации с политикой урбанизации и другими направлениями своей экономической политики.
Квалифицируемые в терминах глокализации последствия действия этих факторов уже стали предметом специального внимания экспертов, основанием для постановки вопроса об управлении ею <12>. Обращение к ним позволяет говорить о хороших перспективах развития машиностроения через глокализацию, заинтересованности в этом перспективном инструменте национальных и международных стейкхолдеров.
--------------------------------
<12> Gmis2020 Virtual edition Glocalisation: towards inclusive and sustainable global value chains. URL: https://www.gmisummit.com/.
Проведенный анализ внешних факторов развития секторов отечественной обрабатывающей промышленности в ракурсе воздействия первых на их безопасность показал целесообразность учета внешних факторов как в отраслях, представленных на мировых рынках, так и тех, для кого они выступают как независимая сила. Несмотря на расхождения в прогнозах развития конкретных отраслей, у российских предприятий во всех случаях сохраняются возможности упрочить свою безопасность, в том числе посредством выхода и укрепления на внешних рынках. При всем многообразии задействованных при этом факторов в основе реализации таких возможностей лежит обновление бизнеса, радикальная модернизация его производств и управленческих технологий, а также целенаправленное и сбалансированное стимулирование таких действий государством.
References
1. Moder M. Digital platforms in chemicals: The game is on-will the winner take all? / M. Moder, A. Spamann // McKinsey & Company. 2020. 17 March.
2. Pietrobelli C. Does Value Chain Participation Facilitate the Adoption of Digital Technologies in Developing Countries? / C. Pietrobelli, M. Delera, E. Calza, A. Lavopa // Background paper prepared for the Industrial Development Report 2020. Vienna: United Nations Industrial Development Organization, 2019. 40 p.
Внесенным в Госдуму Правительством законопроектом предлагается введение в КоАП РФ нового состава административного правонарушения по статье 14.6.1 "Непредставление предложения о цене на продукцию по государственному оборонному заказу и информации о затратах на ее производство".
Законопроект направлен на установление условий предоставления гражданства РФ лицам, которые проживают в России и способны стать полноценными членами российского общества. В частности, законопроектом предусмотрено сокращение числа требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в гражданство Российской Федерации и признании российскими гражданами. Также расширен перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства РФ.
Законопроектом предлагается запретить применение пиротехнических изделий на территориях населенных пунктов (за исключением специально отведенных мест), в зданиях, строениях и сооружениях, в лесах, на особо охраняемых природных территориях и иных, установленных законом, местах.
Закон направлен на реализацию положений Конституции о единой системе публичной власти, а также на совершенствование организации публичной власти в субъектах Российской Федерации. Новый закон, в частности, запрещает главам регионов именоваться президентами, при этом разрешая им избираться более чем на два срока подряд.
Законопроект предусматривает введение уголовной ответственности за нарушение ПДД лицом, ранее подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами.
Проект закона ориентирован на установление особенностей регулирования отношений, которые связаны с выбросами и поглощением парниковых газов на территории Сахалинской области. Законопроектом также предусмотрена возможность включения в данный эксперимент иных субъектов РФ, методом внесения изменений в этот закон.