По любым вопросам: admjuridcons@gmail.com

Все статьи > Закрепление свободы совести и вероисповедания в конституциях стран Европы (Машаров Е.И.)

Закрепление свободы совести и вероисповедания в конституциях стран Европы (Машаров Е.И.)

Дата размещения статьи: 09.01.2020

Закрепление свободы совести и вероисповедания в конституциях стран Европы (Машаров Е.И.)

В настоящее время подавляющее большинство государств в той или иной форме закрепляет свое отношение к религии и возможности гражданам своей страны осуществлять богослужение. Как правило, в конституциях закрепляется светский характер государства, вместе с тем в некоторых конституционных актах содержатся нормы об особых взаимоотношениях церкви и государства.

На международном уровне данный вопрос нашел свое отражение в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков" <1>.
--------------------------------
<1> Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 05.04.1995.

Вместе с тем европейский опыт регламентации данной сферы заключает в себе не только декларацию права на свободу совести и исповедания религии, но и содержит ограничения, связанные с защитой интересов государства, прежде всего, в области общественной безопасности и охраны правопорядка. Таким образом, государства - участники Конвенции о защите прав человека и основных свобод имеют правовые основания для ограничения свободы исповедовать религию или убеждения лишь в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе "в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц" <2>.
--------------------------------
<2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. N 2. Ст. 163.

Несмотря на гарантии реализации свободы совести и вероисповедания, содержащиеся в международных правовых актах, государства самостоятельно определяют свое отношение к религиозным институтам, равно как и к праву реализовывать или нет свои личные свободы, включая свободу совести и вероисповедания. Как правило, базовые положения содержатся в текстах Конституции и уже в дальнейшем находят свое отражение и развитие в национальном законодательстве.
Так, Конституция Польши определяет, что "свобода религии заключает в себе свободу исповедовать или принимать религию по собственному выбору, а также индивидуально или вместе с другими, публично или частным образом, выражать свою религию путем отправления культа, моления, участия в обрядах, осуществления практик и обучения". Указанная Конституция определяет правовой механизм осуществления свободы религии и реализации имущественных прав церкви и личных неимущественных прав по осуществлению религиозного обряда ("свобода религии заключает в себе также владение храмами и иными местами культа в зависимости от потребностей верующих, равно как и право лиц пользоваться религиозной помощью по месту своего нахождения") <3>.
--------------------------------
<3> См.: ст. 53 Конституции Республики Польша. URL: http://www.polska.ru/polska/polityka/uc/konstytucja.html.

Не менее актуальным является закрепленное Конституцией право родителей на религиозное воспитание детей, государство представляет возможность родителям самостоятельно обеспечивать моральное и религиозное воспитание и обучение согласно своим убеждениям. В то же время государство допускает возможность преподавания одной из религий в школе, при этом главной задачей является соблюдение принципа свободы совести и вероисповедания. Российское законодательство также устанавливает право на получение религиозного образования, в том числе возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы <4>.
--------------------------------
<4> См.: ст. 5 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

Вместе с тем в Конституции Польши введен прямой запрет на невмешательство государства в мировоззрение, религиозные убеждения и вероисповедания, а также декларируется и соблюдается принцип о том, что никто не может принуждаться к участию в осуществлении религиозных обрядов.
Учитывая религиозность польского общества, в Конституции Польши также закрепляются особые отношения с католической церковью. Отношения между Республикой Польша и Католическим костелом определяются международным договором, заключенным с Апостольским Престолом, и законами. В свою очередь, отношения между Республикой Польша и иными церквями, а также вероисповедными союзами определяются законами, принятыми на основании договоров, заключенных Советом Министров с их соответствующими представителями <5>.
--------------------------------
<5> См.: ст. 25 Конституции Республики Польша. URL: http://www.polska.ru/polska/polityka/uc/konstytucja.html.

Некоторые конституции закрепляют важность кооперации государства и институтов церкви. В Венгрии на конституционном уровне также закрепляется право на свободу совести и религии и положение о светском характере государства. При этом провозглашается, что государство будет сотрудничать с религиозными институтами для достижения целей сообщества <6>. Государство признает не только возможность осуществления религиозных культов и обрядов, но и признает социально важную функцию церкви, что, безусловно, повышает ее авторитет в обществе.
--------------------------------
<6> См.: ст. 6 Конституции Венгрии. URL: http://constitutions.ru/archives/6509.

В странах Прибалтики в целом воспроизведены положения международных актов, в частности, церковь отделена от государства и гарантируется право на свободу мысли, совести и вероисповедания. В Конституции Эстонии закреплено, что "каждый обладает свободой совести, вероисповедания и мысли. Принадлежность к церкви и религиозным общинам свободна. Государственной церкви нет. Каждый волен как сам, так и вместе с другими, публично или приватно исполнять религиозные обряды, если это не наносит ущерба общественному порядку, здоровью или нравственности". В свою очередь, Конституция Латвии ограничивается только наличием права на свободу мысли, сознания и религиозных убеждений и положением о том, что церковь отделена от государства. Более подробно указанные вопросы изложены в Конституции Литовской Республики, которая определяет возможность осуществления религиозных обрядов как индивидуально, так и коллективно, в том числе предоставляя право на обучение данным религиозным обрядам <7>. Подытоживая обзор конституций стран Прибалтики, следует отметить, что положения литовской Конституции в полной мере соответствуют международным и европейским стандартам, что свидетельствует о желании государства соблюдать данные права и свободы как высшую ценность.
--------------------------------
<7> См.: ст. 26 Конституции Литовской Республики. URL: http://constitutions.ru/archives/178.

В ряде государств правовое регулирование свободы совести и вероисповедания осуществляется с учетом опоры на традиции народа, проживающего на территории данного государства. В Конституции Республики Беларусь установлено, что "взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа" <8>.
--------------------------------
<8> См.: ст. 16 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101.

Нередко в конституциях некоторых стран можно встретить положение о поддержке государством какой-либо религии и возможности отправления религиозного культа в государственных учреждениях при условии, что данное государство является светским и провозглашает свободу совести и вероисповедания. В Румынии религиозные культы автономны по отношению к государству и пользуются его поддержкой, включая благоприятствование религиозной помощи в армии, больницах, местах лишения свободы, приютах и сиротских домах. Вместе с тем Конституция Румынии устанавливает, что "в отношениях между культами запрещаются любые формы, средства, акты или действия, возбуждающие религиозную рознь" <9>. А в Конституции Республики Беларусь установлено, что "запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности" <10>.
--------------------------------
<9> См.: ст. 29 Конституции Румынии. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/111.
<10> См.: ст. 16 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101.

Отдельного внимания требует вопрос возможности прохождения военной службы лицом, исповедующим религию, принципы которой не позволяют указанному лицу состоять в рядах вооруженных сил. В большинстве государств, в том числе и в Российской Федерации, таким гражданам предоставляется возможность выбрать альтернативную службу, которая будет соответствовать гуманистическим началам и не нарушать конституционные права данной категории лиц. В ст. 4 Основного закона Федеративной Республики Германия закреплено, что "никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе с оружием". Порядок прохождения альтернативной службы регламентируется федеральным законодательством.
Несмотря на различия в объеме предоставляемых конституциями государств гарантий реализации свободы совести и вероисповедания, следует отметить, что большинство европейских государств, за исключением теократических, не только соблюдают международные стандарты прав человека, но и последовательно совершенствуют законодательство в указанной сфере.

13.09.2021

Законопроектом предлагается предусмотреть право отдельных субъектов ТЭК по решению Правительства РФ учреждать "корпоративные" частные охранные организации, а также урегулировать вопрос определения субъектов охраны объектов ТЭК, которым по результатам категорирования присвоена средняя или высокая категории опасности. При этом, доля субъекта ТЭК в уставном капитале "корпоративной" частной охранной организации не может быть менее 50%.

подробнее
07.09.2021

Целью законопроекта является повышение эффективности деятельности госкорпораций, интегрированных структур и организаций оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны и безопасности РФ. В связи с этим устанавливаются специальные требования в части согласования с Президентом России отчуждения, возможности отчуждения или передачи в доверительное управление акций (долей в уставном капитале) организаций, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации.

подробнее
02.09.2021

Целью законопроекта является дальнейшая реализация т.н. "Закона о дачной амнистии" 2006 г. В частности предлагается механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ в границах населенного пункта. Также предлагается продление срока "дачной амнистии" до 1 марта 2031 года.

подробнее
25.08.2021

Цель законопроекта - уточнение перечня лиц, имеющих право оспорить запись об отце ребенка в книге записей рождений, произведенную в соответствии с п. 2 ст. 51 Семейного кодекса РФ. Таким правом наделяется наследник лица, записанного отцом ребенка. При этом требование об оспаривании отцовства подлежит удовлетворению в случае, если такая запись была произведена на основании подложных документов, предусмотренных п. 2 ст. 51 Семейного кодекса РФ.

подробнее
18.08.2021

Целью законопроекта, внесенного в депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым, является создание эффективного механизма воздействия на недобросовестных кандидатов на выборные должности. В связи с этим предполагается установить уголовную ответственность за невыполнение предвыборного обещания.

подробнее
14.08.2021

Законопроект подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации".

подробнее

Информация. Знания. Результат
↑